Русские имена в руках иностранной компании?

Русские имена в руках иностранной компании?

В последнее время наша страна все активнее отстаивает национальные интересы на международной арене. Это касается не только экономики и геополитики, речь идет также об Интернете. Созданная в США, глобальная компьютерная сеть по-прежнему сохраняет американские черты, хотя и испытывает на себе давление со стороны быстро развивающегося «нелатинского» Интернета. Даже консервативная система доменных имен претерпевает существенные изменения: уже сегодня миллионы русскоговорящих пользователей набирают адреса сайтов русскими буквами.

Интернационализация Интернета, которая избавляет его от гегемонии английского языка, проходит под бдительным контролем США. В результате доходит до курьезных ситуаций. Так, русскоязычные доменные имена, появившиеся в Рунете в 2001 году, могут оказаться в руках американской компании.

Американское правилосудие

Немного предыстории. Очевидная, но очень удобная идея использовать родной язык не только за пределами Интернета, но и в онлайне – для адресов сайтов – появилась именно в России и принадлежит российской компании. Пока пользователей стимулировали упражняться в английском языке, компания Webnames.ru из Самары начала регистрировать кириллические имена для сайтов в доменах .ОРГ, .КОМ, .НЕТ и .РУ. Еще десять лет назад эта затея казалась многим слишком смелой, но дальнейшее развитие событий лишь подтвердило правоту российских предпринимателей – национальный домен на кириллице (.РФ) уже признан самым успешным в мире!

В 2012 году Международная корпорация ICANN, которая зарегистрирована в Калифорнии, инициировала масштабную программу расширения доменного пространства (New gTLDs). Благодаря новой инициативе, любой желающий получил возможность подать заявку и стать администратором собственного домена верхнего уровня. В адрес организации поступило почти 2 тысячи заявок, в том числе – более 100 доменов, записанных «нелатинскими» символами. В их числе оказался и кириллический домен .ОРГ, предложенный Public Interest Registry (PIR), а также доменная зона .КОМ (заявка поступила от VeriSign, Inc.). Характерно, что эти организации также зарегистрированы в США.

PIR и VeriSign решили «предложить» домены .ОРГ и .КОМ с хорошим расчетом. К тому времени в России функционировали несколько сотен интернет-адресов, которые были зарегистрированы и обслуживались Webnames.ru. При этом права были оформлены российской стороной надлежащим образом: товарный знак «.ОРГ» был зарегистрирован ООО «Легато» в 2009 году, с приоритетным правом использования от 2007 года. Таким образом, создатели кириллических интернет-адресов из России рассчитывали, что их законные интересы надежно защищены. Но только не в Интернете, где американские интересы превалируют.

Для разрешения споров вокруг интеллектуальной собственности ICANN организовала специальную процедуру, где международные арбитры должны рассматривать аргументы сторон… через призму правил самой ICANN. Круг замкнулся: корпоративные правила американской организации ICANN получили приоритет над российским правом. Американские правила оказались важнее российского закона, когда речь зашла об Интернете. Возражение российской компании «Легато» арбитры отклонили.

Со своим уставом, да в чужой Интернет…

Реклама. ООО "Регтайм", ИНН 6318119680, erid: 2Vtzqv4EWAV

Сегодня программа New gTLDs набрала серьезные обороты. Более 100 доменов уже доступны широкой аудитории, а еще 400 – дожидаются своей очереди. На низком старте находится и кириллический домен .ОРГ, в котором 27 мая 2014 года стартовала открытая регистрация. Это значит, что сотни русскоязычных доменных имен окажутся под контролем американской компании, а доходы от их продажи – устремятся в США. Законным владельцам «.ОРГ» и первопроходцам кириллического Интернета из ООО «Легато» предлагается, видимо, уповать на американскую справедливость.

Не добившись справедливого решения от международной организации, самарская компания «Легато» обратилась в арбитражный суд по месту регистрации. По сути американская корпорация ICANN создала любопытный прецедент, поставив собственные корпоративные правила выше национального законодательства России. Арбитражный суд Самарской области может восстановить «статус кво», приняв обеспечительные меры по иску ООО «Легато» к PIR.

А именно? По сути, PIR рассчитывала выйти на подготовленный российский рынок с «новым» продуктом, уже после того, как ООО «Легато» и Webnames.ru выполнили всю подготовительную работу. Пользователи знают о кириллических интернет-адресах, привыкли к ним, смогли оценить их удобство. При таком раскладе российский рынок – по-настоящему лакомый кусок для американской компании, которой остается лишь «собрать сливки» в домене .ОРГ.

При этом американские законодатели в области Интернета забывают о том, что продавать продукт предстоит не в абстрактном Интернете, а на территории конкретной страны. Страны, у которой есть свое действующее законодательство и национальные интересы. А значит – русскоязычный домен из США вполне может оказаться, по решению российского суда, под запретом на территории нашей страны. То есть регистраторам будет запрещено предоставлять услуги по регистрации доменных имен .ОРГ, а организациям и частным лицам – приобретать и использовать доменные имена в зоне .ОРГ.

ООО «Легато» также планирует подать аналогичный иск к компании VeriSign в отношении домена .КОМ.

Не частный спор, а национальный интерес

История с доменами .ОРГ и .КОМ выходит далеко за пределы тяжбы между двумя компаниями, находящимися по разные стороны океана. Это еще и наглядная иллюстрация того, насколько сложно в этом мире отстоять любую точку зрения, альтернативную или не согласующуюся с интересами США. При этом кириллические домены должны входить в сферу стратегических интересов России абсолютно так же, как в нее входит распространение русского языка или защита русскоговорящего населения в других странах.

Последние месяцы показали, что Россия может быть последовательной и успешной в отстаивании собственной позиции по многим вопросам на внешнеполитической арене. Русскоязычные доменные имена, которые выросли в условиях глобального Интернета, отражают своеобразие Рунета, являются визитной карточкой российского Интернета и, возможно, даже одним из символов его независимости.

Сможет ли «международная» организации ICANN, которая до сих пор не вышла из-под юрисдикции правительства США, навязывать российскому бизнесу и российскому интернет-пространству свои правила? Думается, что от ответа на этот вопрос зависит не только исход частного спора, от него зависит завтрашний день Рунета – сильного и независимого, либо слабого и подконтрольного.

29/05/2014


Поделиться

Полезные статьи